Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Рождественского поста

Mitropolit Vladimir(550x300)Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!

Господь наш Иисус Христос на вопрос Своих учеников, недоумевавших, почему они не могли изгнать беса из бесноватого, отвечал: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21). Этими словами Господь указал на великую силу молитвы и поста. Молитва, соединенная с постом; пост, соединенный с молитвой – вот то, чем каждый из нас может усмирять силы бесовские. Конечно, исцеление бесноватых требует особого Божественного дара, и благословение на это могут получать только особо духовно-опытные священнослужители. Однако усмирение греховных желаний и разжигаемых бесами похотей в себе самом, в глубинах своего сердца – не только доступно каждому христианину, но и составляет его прямую обязанность. К этому призывает нас Господь, говоря: Бодрствуйте, молитесь (Мк.13:33). Пост и есть это духовное бодрствование – бодрствование тела и души, соединенное с молитвой.

С сегодняшнего дня [1] мы вступаем с вами в Рождественский пост, цель которого – приготовить верующего к встрече величайшего праздника Рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; к тому, чтобы мы встретили Рождество Христово духовно очищенными; к тому, чтобы Спаситель родился в сердце каждого из нас. Ради этого мы очищаем себя постом и просвещаем себя молитвой, которая должна быть более частой, чем в обычные, непостные дни.

Иногда приходится слышать, что этот, Рождественский, пост не такой важный, как Великий, и поэтому можно не держать его или же не слишком придерживаться его правил. Однако у Церкви нет неважных постов! Каждый пост – и Великий, и Рождественский, и многодневный, и однодневный, и строгий, и нестрогий, – одинаково важны. Есть отдельные случаи, когда дозволяется послабления в посте – например, в случае некоторых болезней, или путешествующим, или кормящим матерям. Но и в этом случае об этом следует посоветоваться со священником. Поскольку и болезнь болезни рознь, и путешествия тоже бывают разными – чаще всего, соблюдение поста не составляет большого труда, было бы только желание. Ведь когда, например, мы болеем, и врач нам прописывает лекарство, мы стараемся принимать его строго по рецепту. А когда не какой-то отдельный человек, а вся Полнота Церковная прописывает нам духовное лекарство – пост, то многие принимают его, как придется, по собственному разумению. А потом удивляются, что не испытывают его благодатного действия!

Другое распространенное заблуждение, связанное с постом – это то, что ограничивать себя следует только в пище. Воздержание в пище – только одна сторона поста, и не самая главная. Как мы читаем у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Никто не был осуждаем за одно употребление пищи; и если евшие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последует за оным нечто предосудительное». [2] Поэтому не в меньшей мере, в какой мы ограничиваем себя во время поста в пище, мы должны ограничивать себя в различных развлечениях и удовольствиях. Если говорить о состоящих в браке – то во время поста им необходимо уклоняться от интимной близости. Светильник веры, святой апостол Павел, обращаясь к супружеским парам, писал: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, для упражнения в посте и молитве… (1Кор.7:5). Ныне наступает время, когда все чувственные удовольствия должны быть оставлены ради поста и молитвы, когда естественные плотские пожелания должны быть обузданы. Пост дается верующему для духовного покаяния, а не для плотского наслаждения; для того, чтобы мы через воздержание и молитву приблизились к ангелам, а не для того, чтобы мы через похоть уподоблялись животным. И если в отношении принятия пищи во время поста могут быть различные послабления, особенно для болящих, то в отношении телесных удовольствий таких послаблений быть не может. В дни поста супружеские пары должны направлять свои плотские чувства в русло духовной любви, внимания друг к другу, заботу друг о друге, о своих ближних. Если это соединяется с молитвою, с более частым посещением Церковных Богослужений, Причащением Святых Таин, с делами милосердия, то достичь этого не сложно. Ведь Церковь не требует от нас ничего невозможного; как сказал Господь: Иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:30).

Примем же на себя это легкое и животворное бремя поста – и да будет нам, с помощью Божией и по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, дано без греха сохранить себя в наступающий Рождественский пост и приготовить свои души и тела к встрече Рождества Христова!

Аминь

*   *   *

[1] В 2015 году Рождественский пост фактически начинается не 28, а 27 ноября, поскольку предваряется пятницей. Заговенье на пост, таким образом, переносится на четверг, 26 ноября.

[2] Иоанн Кассиан Римлянин, преп. 21-е собеседование.

Источник: Официальный сайт Омской епархии

Просмотрено (17) раз(а)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели